Автор: Г.К.Зайцев
Чаще всего «сознательные» родители стараются воспитать в ребенке те качества, которые устраивали бы их самих родителей. Им кажется, что они лучше знают, каким должен стать их ребенок и чем может заниматься в будущем. Такое понимание сущности воспитания, как правило, приводит родителей к использованию «принуждения» в качестве основного метода педагогического воздействия на своего ребенка. Проблема состоит в том, что метод «принуждения» (как доминирующий метод воспитания) противоречит внутренним побуждениям (потребностям) детей и деформирует их мотивационную сферу. В результате у них начинают преобладать ложные стремления, что обусловливает образование отрицательных черт характера и различного рода вредных привычек.
Подлинная задача воспитания состоит в том, чтобы помочь своему ребенку вырасти в «самого себя» и самостоятельно определиться в жизни. Для этого принципиально важно, чтобы педагогическое воздействие родителей (а также школы, как воспитательной системы) соответствовало бы актуальным потребностям детей. Именно базовые (основные) потребности человека в саморазвитии, самопознании, самоопределении и др. (а вовсе не знания, умения и навыки и даже не интеллект) составляют «ядро» его личности. А поскольку в детстве, отрочестве и юности у человека актуализируются (становятся доминирующими) разные потребности, то, соответственно, и воспитание детей, подростков и молодых людей следует строить принципиально различно. К сожалению, в реальной педагогической практике этого не происходит. Поэтому «вырастающий человек» во всех отношениях бывает хуже, чем мог бы стать при правильном воспитании.
НА ГЛАВНУЮ
На главную