Здоровье ребенка
Развитие ребенка

Формирование здоровья и предупреждение потребления психоактивных веществ у школьников

Автор: Зайцев Г.К. док. пед. наук, Зайцев А. Г. канд. мед. наук, 2005 г.

В настоящее время наркомания, алкоголизм и табакокурение у детей, подростков и молодежи приобретают характер эпидемии. Справиться с этими проблемами только с помощью здравоохранения и правоохранительных органов практически невозможно. Нужны значительные усилия со стороны других государственных ведомств и прежде всего – системы образования.

Для решения проблемы принципиально важно определить основные причины, побуждающие детей, подростков и молодежь к употреблению психоактивных веществ (ПАВ).
В результате проведенных в последние годы исследований (А.Г.Зайцев, Г.К.Зайцев, В.А.Ткачук, 2004) определен основной личностно-психологический фактор, обусловливающий предрасположенность людей к употреблению ПАВ, – это деформации в их мотивационной и смысловой сфере. Деформации в мотивационной сфере выражаются в том, что у человека вытесняются базовые потребности в саморазвитии, самопознании, самоопределении и доминирующими становятся ложные мотивы в «острых ощущениях негативного свойства». А деформации в смысловой сфере проявляются в противопоставлении ценностей (познания, творчества, здоровья, счастья и др.), которые у нормального (воспитанного) человека гармонично связаны между собой.

Деформации в побудительной (мотивационной и смысловой) сфере, в свою очередь, отрицательно сказываются на личностном развитии, социальном поведении, отношении к собственному здоровью и находят свое выражение в самовредительстве и вредительстве другим людям.
Приведенные данные дают основания считать, что предрасположенность людей к приему ПАВ обусловлена главным образом их недостаточным или неправильным воспитанием в детстве, отрочестве и юности. В значительной мере это относится к традиционной школе, где, как правило, не занимаются должным образом воспитанием детей, а продолжают настойчиво (принудительно-информационным способом) формировать ЗУНы, что противоречит базовым потребностям обучающихся – деформирует их мотивационную, а затем и смысловую сферу.

Важно также отметить, что в школе не мотивируют детей вести здоровый образ жизни и не «учат здоровью» должным образом. В первую очередь это относится к традиционным (нормативным) урокам физкультуры. Принудительный, противоречащий потребностям школьников, характер этих уроков деформирует мотивационную основу их двигательной активности. В результате уже в «средних» классах они неохотно посещают уроки физкультуры и не проявляют желания заниматься физическими упражнениями самостоятельно. То же самой можно сказать и относительно вводимых в так называемые «школы содействия здоровью» дополнительных занятий по основам здоровья (валеологии). Направленные преимущественно на формирование нормативных знаний и навыков эти занятия не могут решить главного – побудить школьников к самостоятельной деятельности по увеличению резервов своего здоровья.

Таким образом, актуальной становится задача разработки (на основе учета базовых потребностей обучающихся) новой модели школы, призванной обеспечить воспитание здоровой личности. Важным структурным компонентом такой школы должна стать образовательная программа по валеологии, направленная не на передачу обучающимся соответствующих знаний, а на формирование у них устойчивой мотивации здорового образа жизни – защиты от наркомании и других социальных заболеваний.

Кроме фактора «неполноценного воспитания» приему ПАВ, как показывают другие исследования (см. обзор И.И.Брехмана, 1987), способствует биологическая предрасположенность к ним.

Анализ биологической роли эндогенных ПАВ в жизнедеятельности человека указывает на значимость оптимального уровня этих веществ для нормального функционирования его организма и регуляции психики. На этой основе сформулирован биологический механизм формирования предрасположенности к потреблению ПАВ: в результате преобладания в рационе детей, подростков и молодежи быстро окисляемых углеводов и выраженного дефицита растительных белков, натуральных витаминов, клетчатки и сырья для брожения происходит резкое снижение уровня эндогенных ПАВ; это в свою очередь приводит к неадекватным для растущего организма гипер- и гипогликемическим колебаниям, провоцирующим значительные психические изменения (в форме быстро сменяемых приступов «счастья» и «несчастья», «агрессии» и «апатии»), что побуждает к асоциальным поступками, в том числе, к приему наркотических веществ.

Таким образом, для предупреждения употребления ПАВ принципиально важное значение, приобретает еще одна задача – разработка и внедрение системы валеологически обоснованного питания для школьников и обучение их основам здорового питания на уроках валеологии.

Опираясь на идеи И.И.Брехмана (основоположника валеологии) и П.В.Симонова (автора потребностно-информационного подхода к воспитанию человека), а также на результаты собственных исследований, нами разработаны концепция воспитания здоровой личности, проект «здравосозидающей» школы, система валеологически обоснованного питания, другие научно-практические материалы валеологического содержания, в том числе образовательные программы по культуре здоровья для школьников, студентов, учителей, родителей.

На главную
© Назарова А.Г., 2005 г.   Тел: 8-962-688-61-77   E-mail: kurs-nasarowoi@mail.ru    Карта сайта
Яндекс.Метрика
Сенсорное развитие ребенка Сенсорное развитие ребенка Игровой стретчинг, стрейчинг